МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ   СИБИРСКАЯ  ЛАБОРАТОРИЯ

СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

_________________________________________________________________________г.Новосибирск-51, пр. Дзержинского 81/1                                        т. 77-24-86

 

 

            Нам, эксперту ЦСЛСЭ Попову С.И.,  имеющему высшее образование и спецподготовку по криминалистическим методам исследования и  Сааковой И.Б., эксперту областного бюро СМЭ ст. следователем прокуратуры Новосибирской области юристом 1 класса Волошенко В.В. поручено проведение комплексной ситуационной экспертизы.

            Права и обязанности эксперта (ст.82 УПК РСФСР) нам разъяснены. Об ответственности по ст.181 и 182 УК РСФСР предупреждены.

 

                                                                Подписи экспертов  _______________                                                                                                                                                  

                                                                                                                         __________________

 

 

                         Экспертное заключение

 

                                                     Составлено 10.11.96 г.

 

            Постановлением от 1.10.96 г. за подписью ст.следователя порокуратуры Новосибирской области Волошенко В.В. было назначено проведениее комплексной ситуационной экспертизы, представлены материалы уг. дела  №; 11514 и поставлены вопросы для разрешения:

         " 1. Мог  ли  быть        совершён  поджог  при обстоятельствах,  указанных обвиняемой Аксёновой М.В.?

            2. Мог  ли  быть        совершён  поджог  при обстоятельствах, указанных обвиняемым Грибовым И.В.?

            3. В каком  месте  был  совершён поджёг автомашины  (на дороге,  где  показывает  обвиняемый  Грибов  или  же  на  месте обнаружения   обгоревшей   автомашины,  согласно     показаний обвиняемой Аксёновой)?

            4. В каком месте, в салоне автомашины,  началось         горение и какими путями распространялся огонь?

            5. Какова продолжительность  пожара,  судя  по  состоянию автомобиля, поражённого     огнём?

            6. Какое          приблизительно время, судя по характеру  пожара, должно было пройти с момента загорания  до  появления  открытого огня?

            7. Подвергалась ли обувь (туфли без  задников)  и  одежда (легинт) Аксёновой М.В.  воздействию высокой  температуры,  если да,  то при каких обстоятельствах возможно образование термических повреждений на обуви обвиняемой?

            8. Возможно  ли        получение  ожогов  обвиняемой  Аксёновой М.В. при обстоятельствах указываемых той  в  ходе  следственного эксперемента.

 

            На исследование представлено:

            - видеоматериалы  медицинского освидетельствования Аксёновой;

            - видеоматериалы осмотра места происшествия и проведения   следственных действий с подозреваемым;

            - предметы одежды Аксёновой: туфли и брюки;

            - образцы металла от деталей салона сгоревшего автомобиля.

            Кроме этого экспертам была предоставлена        возможность  осмотреть сгоревший автомобиль и ознакомится с показаниями Аксёновой и Грибова непосредственно на месте происшествия.

 

 

   Внешний осмотр и исследование

   представленных вещественных доказательств.

                                                           (эксперт  Попов С.И.)

 

            Туфли женские с глухим верхом из кожи покрытой  синтетической плёнкой белого цвета.

            Подошва сплошная с каблуком, литая, из эластичного синтетического материала светло-желтого  цвета.  Низ подошвы           незначительно изношен. Поверхности туфлей чистые.

 

 

 

 

 

            Фото 1   Внешний вид туфлей Аксёновой, представленные на исследование

 

 

 

          Подошва туфлей имеет участки со стойким  изменением своего первоначального цвета - коричневые пятна различного размера и интенсивности. Такие пятна имеются по всей поверхности подошвы за исключением средней области (между носком и каблуком), т.е. в той области, где контакт подошвы с поверхностями опоры отсутствует.

            Указанное изменение цвета материала подошв туфлей имеется и на боковых поверхностях          подошв,  хотя и в меньшем объёме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Фото 2  Изменение цвета подошвы и боковых поверхностей

 

 

            На       задней части каблуков туфлей имеется повреждение  материала подошвы  с вскрытием внутренней структуры         материала подошвы. Структура внутренней части подошвы отличается  от  структуры наружней поверхности подошвы.  Наружняя поверхность в неизменённых местах  гладкая,  блестящая,  редкопористая,  светло-желтого цвета. Внутренная  структура  -  из  микропористого   материала белого цвета.

 

            Микроскопическое исследование поверхности туфель показало следующее.

            В зонах  изменения  окраски подошв не наблюдается изменение рельефности рисунка и структуры поверхности,эластичность материала  сохранена.

 

      По всей поверхности подошв (за  исключением  неопорных  поверхностей) наблюдается  внедрение в толщу материала микроскопических частиц чёрного цвета. Кроме этого наблюдаются внедрение в материал подошв отдельных мелких окатанных частиц песка.

 

           На верхе  туфлей  имеётся  многочисленные  микроскопические застывшие капли вещества ярко-красного цвета.

 

          На обоих туфлях на передней поверхности  верха  на  участке прошивного шва,  капроновые волокна, из которых изготовлены нити шва,  имеют следы термического повреждения,  т.е.  часть волокон сплавлены между собой, часть волокон отгоревшие и имеют оплавленые концы.  Данные повреждения находятся на правой стороне  швов

на их выступающих частях.  Наиболее сильные повреждения находятся в верхней области передней части верха туфлей.  В области носков туфель данных повреждений не было.

 

            Верх туфель имеет повреждение всего поверхностного слоя в виде растрескивания защитной декоративной плёнки белого цвета  до основы (кожи). Данные повреждения могут являтся как результатом термического воздействия, так и возникнуть в процессе длительной эксплуатации туфлей. Учитывая состояние подошвы и пятки туфлей можно заключить,   что   растрескивание   вызвано   длительной эксплуатацией, а не термическим  воздействием.

 

            С         целью определения  термоустойчивости  материалов исследуемых туфлей,  были  проведены  эксперименты.  На образцы материала  подошвы  и  покрытия верха воздействовали высокой температуры при доступе кислорода.

 

            При этом было установлено следующее. При нагревании материала подошвы до температуры около 300 град. С в течении 5 сек происходило размягчение (расплавление)  полимера  с  незначительным изменением цвета. Состояние размягчённости полимера было продолжительным. После получаса от момента температурного воздействия сохранялась пластичность. После двух часов эластичность материала восстанавливалась практически полностью.

 

            При     температурном  воздействии наблюдалось изменение поверхностного слоя - он становился гладким, блестящим,            без  пор - происходило заплавление пор.

 

            При нагревании  материала  верха туфлей до температуры около 300 град.С в течении 5 сек изменений практически не наблюдалось.

 

            Изменения  происходили  при длительном температурном воздействии (около 15 сек) которые выражались в обугливании кожи и отвердении  поверхностной  плёнке  белого  цвета.  Цвет плёнки при этом практически не изменялся.

 

Относительно  ниток прошивного  шва  верха туфлей эксперт отмечает следующее. Капроновое волокно, из которого  изготовлена нить шва, согласно справочным данным  плавится при  температуре 200 - 340 град.С.

 

Таким образом,  проведённые  исследования позволяют сделать следующие выводы.  Представленные на  исследование  туфли  ранее подвергались  кратковременному  высокотемпературному воздействию (около 300 град. С), которое было направлено сверху вниз и справа налево относительно нормально обутых туфель.

           

       Горения верха и подошвы туфлей не было, так как отсутствуют отвердевшие  участки белого покрытия верха и не деформирован рисунок подошвы,  что было бы неизбежно при длительном  (около  15сек) действии высокой температуры.

 

Внешний осмотр и микроскопическое исследование представленных на исследование брюк (легинт) показал следующее.

        Брюки в  области колен имели сквозные повреждения с минусом ткани.

 

 

            Фото 3  Внешний вид повреждений на брюках Аксёновой

 

Ткань вокруг повреждения отвердевшая, не эластичная. Края повреждения  частично оплавлены.  Структура ткани снаруже вокруг повреждения изменена: переплетённые нити сплавлены между собой и усажены. С изнаночной стороны - структура сохранена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Фото 4  Оправленные края повреждений на брюках Аксёновой

 

 

     На задней стороне брюк на правой штанине в  области  колена имеется  приплавленный кусок материала данных брюк размером 3 на 2 см,  перенесённый,  вероятно, от расплавленного материала брюк из области колен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Фото 5   Приплавленный кусок материала брюк на задней поверхности брюк

 

            Ткань верхней и задней частей брюк не повреждены - сохранён первоначальный цвет и эластичность.

            Кроме оплавления ткани в области колен имеются линейные разрывы ткани. Данные повреждения могли  произойти от сильного давления на ткань.

            Учитывая,  что  материал  брюк  изготовлен       из  полиэфирного волокна (лавсан), и  то что температура расплавления волокон данного вида просходит при температуре  250 -  340 град.  С  эксперт            приходит   к  выводу,  что  на   ткань   брюк   было кратковременное   высокотемпературное            (около 300     град.С) воздействие с максимумом температуры в области колен, а  наличие разрывов ткани свидетельствует ,  что  в  момент  температурного воздействия брюки обтягивали колени  человека,            на  котором  они были одеты. Данное состояние возможно при нахождении человека в положении "на корточках" при плотно сидящих на бёдрах брюках.

            В случае опоры коленями на горящей предмет без наклона тела разрыва ткани на коленях брюк вероятнее всего не будет, так как натяжения ткани брюк по линии ягодицы - колени в  данном  случае не возникает. В  данном случае будет наблюдаться лишь оплавление ткани.

 

 Исследование состояния деталей  автомобиля.

 

            Осмотр сгоревшего автомобиля и просмотр видеозаписей сделаных в ходе следственных действий  непосредственно  после  происшествия (21.05.96г. и 27.05.96г.) показали следующее.

            Лакокрасочное покрытия внутри и снаруже  кузова  автомобиля полностью  сгорели за исключением участка на нижней части правой задней дверцы (лакокрасочноое покрытие красного цвета с грунтовкой  светло-серого  цвета).  Сохранение  лакокрасочного покрытия объясняется тем,  что данная дверца в момент пожара была открыта полностью, а пламя распространялось из салона автомобиля вверх.

 

 

            Фото 6  Внешний вид сгоревшего автомобиля на месте происшествия

 

 

      На спинке заднего сидения, которая отделяет салон от багажника,  и на щитке передка,  который отделяет салон от  двигателя имеются следы обугленной вспученной краски.  Вспученность наблюдается со стороны багажника и со  стороны  двигателя.  Учитывая, что  вспученность  краски  наблюдается  при значительном нагреве внутренних слоёв краски при нормальном охлаждении внешнего слоя, можно заключить,  что первоначально зона высокой температуры находилась в салоне, а не багажнике или двигателе.

 

            Исследование   состояния   пружинных   элементов      сидений показало, что отпуск металла пружин (потеря металлом  пружинящих свойств) наиболее выражен на левой  стороне  заднего  сидения  и спинки этого сидения.

 

            Исследование состояния электропроводки  (медные  проводники) показало, что максимальная потеря пластичности меди  наблюдается в верхней части салона,сзади слевой стороны. Состояние  медных проводников (ломкость , оплавление)  позволяет заключить,  что именно в данном           месте имелось  длительное  высокотемпературное

(порядка 900 град.С) воздействие на них. Кроме этого,  такие  же повреждения медных проводников наблюдались и  в  левой стороне багажника.

 

            Состояние     металлических элементов кузова сгоревшего автомобиля, а именно: прогиб усилителя крыши и самой крыши вниз, прогиб спинки заднего сидения в сторону багажника, прогиб заднего сидения вниз, отсутствие деформаций металла дверей, рамы ветрового окна, сохранение никелированного покрытия заднего бампера

и элементов окон показывает, что наиболее длительное температурное воздействие имелось в задней части салона.

 

            При осмотре пола салона было установлено,  что сзади, между сидением  водителя и задним сидением сохранился фрагмент резинового покрытия. В других местах покрытие выгорело полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Фото 7   Повреждения элементов салона кузова заднего сидения слева

 

            Исследование образцов металла,  изьятых из разных  участков автомобиля, показало следующее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Схема изъятия образцов металла

 

            Наиболее сильные изменения структуры металла наблюдаются  в образце, изъятом из багажника (образец N 1). Изменения выражаются в наличии толстого окисного слоя (окалины) с обоих сторон образца. Поверхности образца изъязвлены вследствие выгорания части зёрен металла. При изгибе образца происходит растрескивание.

            Образец N 3,  изъятый с внутренней поверхности задней левой двери так же имеет значительное изменение структуры металла, однако  данные  изменения более выражены лишь на одной стороне образца.

            Образец N 2,  изъятый с крепежа пружинной сетки заднего сидения, имеет структуру металла как и образец N  3,  но  признаки температурного воздействия в нём выражены несколько меньше.  Так же как в образце N 3 имеется различие в степени повреждения сторон образца металла.

            Образец N 4 имеет изменение  структуры поверхностного  слоя металла одной  из сторон,  однако эти изменения незначительны по сравнению с образцами NN 2 и 3, и тем более с образцом N 1.

    Таким образом,  исследование  структуры поверхностного слоя металла представленных образцов показывает,  что  наиболее  длительное время  подвергалась высокотемпературному воздействию область левой стороны багажника. Меньшим по времени действия высокой  температуры  подвергались  области спинки заднего сидения и средняя часть задней левой двери. Воздействие было изнутри салона автомобиля.

 

 

 

 

    Оценка пожароопасности автомобиля.

 

            Отделка салона  автомобиля  марки ВАЗ производится синтетическими материалами,  которые  легкогорючи.  Пожарная   нагрузка внутреннего объёма  автомобиля  (количество сгораемого материала на объём,  в котором он находится) составляет 7 -12 %. Большинство из  используемых  материалов  являются высокоуглеродистые и, следовательно, при своём горении  в  обычных  условиях  выделяют большое количество дыма (сажи и углекислого газа), что в условиях закрытого помещения или иного пространства может вызвать  самозатухание их.  В  условиях поддува воздуха при их горении возможно получение температуры свыше 600 град. С.

     Наибольший по  объёму  сгораемый  материал  (за исключением бензина) сосредоточен в подушках сидений автомобиля,  вследствии чего именно в этих местах должен наблюдаться длительный очаг горения. Однако,  по данным проведённых исследований наиболее длительное горение  наблюдалось в левой части багажника.  Это могло произойти вследствие горения в этой части автомашины  значительного объёма бензина.  Это согласуется с тем, что бензобак горевшей машины был полный бензина, а горловина бензобака расположена как раз с левой стороны багажника.

            Анализ варианта с нахождением в этой части багажника  пластиковой канистры с 8-ю литрами бензина показывает следующее.

            При расплавлении материала канистры находящийся в ней  бензин должен  был частично растечься по полу багажника,  а большая часть его за счёт нахождения автомобиля передом вниз к реке  под углом около 10 градусов перетечь под поддон заднего сидения и из под него - на пол между передним и задним сиденьями. Проведённый на месте происшествия эксперимент подтвердил это предположение.

            Однако, наличие сохранённого фрагмента резинового  покрытия пола между  передним левым сидением и задним сидением может свидетельствовать, что растекания бензина из багажника в  салон  не было, и следовательно, наличие в момент пожара в багажнике с левой стороны возле спинки сидения пластиковой канистры с  восьмью литрами бензина маловероятно.

 

Исследование повреждений на теле Аксёновой

                                      (эксперт  Саакова И.Б.)

 

         При осведетельствовании Аксёновой М.В. (заключение № 3170) установлено объективно следующее:

            На тыльной поверхности правой кисти имелась ожоговая поверхность, размером 7х10см., с участками отслоившегося эпидермиса. На тыльной поверхности правой и левой стопы ожоговые поверхности, размером 10х14см. и 6х13см., аналогичные вышеописанным. В лобной  области справа, в области век правого глаза, в проекции скуловой кости  справа ожоговая поверхность, размером 10х13см., аналогичная вышеописанным. На передней поверхности правой ушной раковины ожоговая поверхность, 3х5см. Ожоговые поверхности представлены в виде гиперемии, частично покрыты корочкой коричневого цвета, возвышающейся над уровнем кожи, отслоившегося эпидермиса, в местах отслоения эпидермиса мокнущие, серозное отделяемое.

            Таким образом, на момент  исследования (21.05.96 г.) на теле Аксёновой обнаружены: ожёг 2-й степени правой кисти, лица, правой и левой стопы, на передней поверхности правой ушной раковины, который образовался от воздействия высокой температуры, возможно пламяни, в срок около 3-4 суток до момента осмотра, возможно 18.05.96 г., судя по характеру ожоговых поверхностей, относятся к ЛЁГКИМ телесным повреждениям, повлекшим за собой кратковременное растройство здоровья, непосредственно связанное с повреждениями, на срок более 6 дней, но не свыше  3-х недель (21 день), т.к. для заживления  ожоговых поверхностей обычно требуется указанный срок.

            Учитывая характер имеющихся ожогов на теле Аксёновой М.В. и соотнося их с обстоятельствами указанными ею при проведении следственного эксперемента, эксперт не исключает возможность именно такого поведения Аксёновой в момент происшествия, на которое она указывает - попытки проникновения  в горящий салон автомобиля.

 

 

  Синтезирующая часть.

 

            Анализ проведённых исследований позволяет сделать следующие заключения.

            Возгорание автомобиля произошло, вероятно, на том месте где он был обнаружен - пойменная часть р.Тулка.

            Из показаний  Грибова следует,  что он остановил автомобиль на склоне верхней террасы поймы реки и включил ручной тормоз.

            Если принять,  что автомобиль действительно стоял на склоне на ручном тормозе,  то объяснить последующее скатывание горящего автомобиля вследствие  разрушения системы ручного тормоза от пожара невозможно, так как конструкция тормоза не содержит элементов из легкогорючих материалов,  а потеря металлом,  из которого изготовлены элементы системы ручного тормоза,  прочности и упругости от  действия  высокой  температуры происходит через значительное время.  Но в течении этого времени воспламенились бы шины, произошло их повреждение и скатывание автомобиля к реке стало бы невозможным.

            Оценивая деформацию  металла элементов заднего сидения эксперт отмечает,  что данная деформация могла произойти от  нагруженности данных  элементов в течении всего времени пожара.  Эксперт считает, что данные деформации вызваны нахождением в данном месте на заднем сидении тела погибшей. При осмотре места происшествия было установлено, что тело находилось в положении сидя,  с упором на спинку сидения.  Ноги тела находились  на участке пола на котором сохранился фрагмент покрытия. Ноги экранировали данный участок пола от действия огня.

            В случае, если бы горевшую машину с сидящем на заднем сидении телом столкнули по склону вниз,  лежащее на  спинке  заднего сидения  тело  откинулось  бы вперёд и во время пожара не давило тяжестью на спинку сидения - деформации спинки  заднего  сидения тогда бы не было.

     Характер термических повреждений свидетельствует о том, что возгорание первоначально произошло в салоне автомобиля,  а затем горение перешло под капот и в багажник.  Наличие деформированных металлических конструкций автомобиля свидетельствуют, что температура в салоне была значительной (около 900 град. С) и длительное время.  Учитывая  небольшую пожарную загрузку материалов обшивки салона, длительность пожара и развившуюся высокую температуру эксперт считает,  что наряду с материалами обшивки салона в салоне горело высококалорийное топливо, вероятно бензин, объём которого был значительный.

            Исследования показали, что наибольшие термические повреждения имеются в двух местах автомобиля:  на заднем сидении слева и в области горловины бензобака в левой части багажника. Второй очаг пожара вероятно является вторичным и связан с горением паров бензина, выходящих из бензобака.

            Учитывая, что осыпь стёкол ветрового стекла и окон дверей в основном находится внутри салона эксперт констатирует, что взрыва, в том числе и паров бензина,  в салоне не было. При условии, что для поджога использовался  бензин  отсутствие  взрыва  можно объяснить действием двух факторов: одна из дверей автомобиля была открыта и поджёг был осуществлён непосредственно после разлива бензина в салоне.

            Поджёг мог  быть  осуществлён  путём  вбрасывания  горящего предмета (например:  бумажного пакета из под сока) в салон автомобиля. Поджёг с помощью зажигалки какого-либо  предмета,  непосредственно в облитом бензином салоне маловероятен,  так как опасен для поджигателя.

            Повреждения на теле Аксёновой и её одежде свидетельствуют о том, что она подверглась  кратковременному  температурному  воздействию в  момент  когда она находилась в положении с согнутыми коленями, несколько повернувшись правым боком к источнику огня. Учитывая, что  на  теле Аксёновой имелись сильные ожоги кожи тыльных поверхностей обеих стоп и меньшие ожоги рук лица и волос головы, можно предположить, что  очаг  температуры  находился  внизу,  но выше уровня земли,  или что голова и руки Аксёновой в момент температурного воздействия  были  чем-то  прикрыты.

            Относительно возможности   хождения  Аксёновой  по  горящим предметам в туфлях,  представленных на исследование, эксперт отмечает следующее.  Учитывая  термическую  пластичность материала подошв данных туфлей такое хождение вызвало бы изменение рельефного рисунка подошв и вплавление в материал подошв частиц почвы, растений и т.п., то есть всё то, что могло попасть на размягчённый материал подошв.

            На подошвах исследуемых туфлей имеются следы термического воздействия, которые носят локальный характер и могут быть образованы как вследствие хождения Аксёновой по горящим предметам, так и вследствие других действий ( например: тушение окурков).

            Таким образом учитывая все вышеуказанные обстоятельства эксперты приходят к следующим выводам.

 

 

                                                           Выводы

 

1. Характер повреждений предметов одежды и ожоги на коже гр.Аксёновой свидетельствуют о том, что она,  вероятно, делала попытку (или попытки) проникнуть в горящий автомобиль.

                                               эксперты:                              Саакова И.Б.     

                                                                                               Попов С.И.

2.   Поджёг автомобиля был осуществлён вероятнее всего в пойменной части р. Тулка, а не на террасе, как указывает гр.Грибов.

 

3.   Развитие пожара  началось из салона кузова автомобиля, а затем распространилось на багажник и  двигательный отсек.

 

4. Развитие пожара происходило быстро, а длительность пожара составляла не менее 0.5 часа.

 

5.  На одежде и обуви Аксёновой имеются следы термического воздействияю образованные вследствие кратковременного действия на них открытого пламени в направлении сверху вниз и справа налево относительно стоящего тела человека.

 

                                      эксперт:                                     Попов С.И.



Hosted by uCoz