(дополнение к статье "Анализ характерных ошибок следствия при расследовании пожаров и при назначении пожарно-технических экспертиз").
В данной работе делается попытка на основе анализа одного из экспертных заключений выявить факторы, которые определяют продолжительность производства пожарно-технических экспертиз по уголовным делам о пожарах.
Естественно предположить, что срок производства экспертиз зависит от работоспособности эксперта. А что влияет на эту "работоспособность"? Если не учитывать психологических и социальных аспектов этой проблемы, то остаётся одно - рабочая среда, в которой протекает его деятельность. Такой средой является предоставляемая следствием информация (материалы уг. дела) и организационно-технические условия его работы (оборудованное рабочее место, помощники).
Что из перечисленного определяюще влияет на увеличение сроков производства экспертизы: лень эксперта? некачественные следственные материалы? или отсутствие необходимых условий для работы?
Для установления этого предлагается просчитать все временные затраты при проведении одной, сложной, экспертизы. Сложность экспертизы определялась по методике МинЮста, исходя из следующих критериев:
1. Количество страниц в представленном уголовном деле - более 200.
2. Количество поставленных вопросов в постановлении - более 3.
3. Количество исследуемых объектов - более 10.
Экспертиза проводилась по факту взрыва и пожара здания одного из районных Новосибирских судов. Расследованием занимался Следственный отдел прокуратуры Новосибирской области.
3.09.2006 Возбуждено уг. дело
прошло 14 дней.
В данном случае от возбуждения дела до назначения экспертизы прошло всего две недели (15 дней), что является исключительным случаем для расследования пожаров. Обычно экспертизу назначают в конце срока расследования. Вызывает восхищение, что материалы по делу были собраны так быстро. Это возможно объяснить тем, что по данному пожару работала следственная группа, а пожар произошёл в здании суда.
прошёл 1 день
19.09.2006 Постановление с материалами дела поступило в СЭУ
На следующий день после вынесения постановления оно вместе с материалами дела уже было представлено в СЭУ. Это тоже бывает не часто. Конечно, здесь сыграло и то, что и МП, и следствие, и СЭУ находились в одном городе, но это, вероятно было не главное. По другим делам при таких же условиях время от вынесения постановления до его поступления в СЭУ могло составлять и месяц!
Начальником СЭУ установлен срок окончания экспертизы 31.10.2006
Т.е. предполагалось, что на производство данной экспертизы будет затрачено 42 календарных дня (35 рабочих дней).
прошло 8 дней
Через 8 дней после поступления постановления в СЭУ следователю было направлено сообщение за подписью начальника СЭУ, что в связи с большой загрузкой эксперта и необходимостью выполнения экспертиз по ранее поступившим постановлениям и определениям приступить к производству возможно будет лишь в следующем году. Расчёт был такой: напроизводство одной экспертизы требуется 1 месяц (21 рабочий день). На руках у эксперта имелось 8 определений/постановлений (это 8 месяцев). Производства экспертиз по определениям были уже оплачены. 1 месяц использовался экспертом на очередной отпуск. Отсюда и получался июль 2007г. А так как следователю для продления требовалась точная дата, то эксперт называл любую из этого месяца, т.к. через полгода она уже будет ни для кого не актуальна и не значима.
прошло 73 дня
Эксперт получает устное распоряжение начальника СЭУ приступить к производству данной экспертизы вне очереди "в связи с широким общественным резонансом данного дела". Эксперт начинает знакомится с материалами дела. С постановлением представлено два тома уг. дела и диск с видеозаписью осмотра МП.
прошло 13 дней
29.01.2007 Следователю направлено ходатайство о предоставлении дополнительных материалов
При ознакомлении с материалами дела было установлено, что протоколы осмотра МП имеют ряд недостатков:
В связи с этим экспертом были затребованы следующие материалы:
прошло 21 день
20.02.2007 Эксперту представлены заявленные материалы
Представлена проектно-сметная документация и дополнительные протоколы допросов свидетелей на 79 листах.
прошло 19 дней
12.03.2007 Следователю направлено ходатайство о предоставлении дополнительных материалов
После ознакомления с представленными материалами эксперт просит дополнительно представить данные, отсутствующие в материалах дела, но которые могут быть значимы для установления причины взрыва и пожара:
прошло 6 дней
20.03.2007 Эксперту представлены заявленные материалы
По ходатайству были представлены:
Следует отметить, что при этом:
прошло 6 дней
27.03.2007 Эксперту дополнительно представлены заявленные материалы
В этот раз были представлены:
При этом:
прошло 23 дня
20.04.2007 Эксперту дополнительно представлены заявленные материалы
Были представлены заявленные уже не по письменному ходатайству, а по телефону:
При этом:
прошло 3 дня
24.04.2007 Эксперту дополнительно представлены заявленные материалы
Дополнительно были представлены "копии документов" на 102 листах. Здесь были приложения к архитектурному проекту, письма о приёмке ОПС, дополнительные протоколы допроса и пр.
прошло 19 дней
14.05.2007 Окончание производства экспертизы
Объём заключения составил 67 страниц, включая 9 таблиц, 42 фотографии, 13 схем, 4 рисунка.
В части исследования имелись разделы:
На основании проведённых исследований дано 9 выводов, 8 из них категорических. 1 вопрос разрешить не удалось "... в связи с имеющимися в материалах дела противоречиями...".
Эффективность экспертизы составила 88%.
Таким образом, официальное время производства данной экспертизы - с момента регистрации постановления в СЭУ до момента окончания производства - составило 211 календарных дней (или 151 рабочий день).
Реальное время производства экспертизы - с момента начала ознакомления эксперта с материалами дела до момента завершения производства экспертизы -составило 118 календарных дней (или 84 рабочих дня).
Если учесть, что с момента заявления экспертом ходатайства о предоставлении дополнительных материалов срок производства экспертизы приостанавливается, то фактическое время, затраченное на производство экспертизы составило 51 календарный день (или 37 рабочих дней).
Затраты реального времени на решение одного вопроса составили 9,3 дня.
Затраты фактического времени на решение одного вопроса составили 4,1 дня.
Проведённый анализ показывает, что половина срока производства данной экспертизы (118 дней) было потрачено экспертом на ожидание предоставления следствием необходимых данных. Но большая часть срока производства (3/4 всего времени нахождения материалов дела в СЭУ) определена организационными причинами: недостаточным количеством в СЭУ специалистов данного профиля.
Естественно, что оперативность работы эксперта в значительной мере зависит от качества представленных следствием материалов. В данном случае изучение дополнительно присланных материалов вызывало необходимость в затребовании ещё других данных. Так анализ протоколов осмотра показал, что в помещении была установлена ОПС. Экспертом был направлен запрос о предоставлении документации по ней. Анализ представленных схем ОПС показал, что блоки ОПС находятся в неповреждённой взрывом и пожаром части здания. Поэтому был направлен запрос о предоставлении этих блоков. От следствия пришёл ответ, что эти блоки продолжают находится в отремонтированном здании суда и функционируют в составе восстановленной ОПС. Экспертом был направлен запрос о снятии информации с журналов событий этих блоков и предоставлении её эксперту. На что эксперту было сообщено, что специалисты, обслуживающие данную систему "...никогда этого не делали, и не знают как..."!?
Конечно, если никогда не делать - то и не научишься. А что там в книжках пишут - так это читать надо. А неохота. И похоже - неохота никому .
У эксперта всегда существует возможность сократить срок производства экспертизы - на непредставленые первоначально следствием данные писать НПВэшные выводы. И начальство будет довольно за сроки и следствие!
Ведущий эксперт СРЦСЭ Попов С.И.