Исследование возможности причастности систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) к возникновению пожаров

(из опыта проведения пожарно-технических экспертиз по установлению причин возникновения пожаров автомобилей)


Среди пожаротехников достаточно распространено мнение, что возникновение возгорания автомобиля может быть связано с аварийным состоянием установленной на автомобиле системы сигнализации. Это обуславливается тем, что данная система постоянно включена в систему электропитания автомобиля, а это - всегда повышенная вероятность возникновения каких либо нарушений в действии бортовой электросети.

Так ли это? Попробуем разобраться.

Несмотря на многообразие представленных на рынке систем тревожной сигнализации все они действуют по единому принципу:

  1. Какая либо система автомобиля (или несколько) блокируется (обесточивается или наоборот) до поступления в неё соответствующего сигнала. Т.е. СТСТС действует как тиристор: при поступлении на один вход (управляющий) слабого сигнала, через два других начинает течь ток (порой достаточно большой величины).
  2. Для работы электронных схем и реле самого блока СТСТС используется или бортовая сеть или отдельный аккумулятор. Наиболее часто - именно бортовая сеть.
  3. Некоторые датчики и активная антенна приёмопередатчика имеют отдельные цепи питания.

Схема питания СТСТС

 

Таким образом, аварийные состояния СТСТС могут возникать:

  1. В цепях управляющий сигналов.
  2. Во входной силовой цепи.
  3. В цепях самого блока СТСТС.
  4. В выходной силовой цепи.
  5. Вцепи питания датчиков.

Вот и начнём с управляющих

Сразу же следует выделить такую особенность управляющих цепей: в состоянии охраны они могут быть:

  • замкнуты на массу,
  • находится под напряжением. Правда, напряжение при этом очень небольшое.
  • "висеть в воздухе" - иметь "0" потенциала

При снятии с охраны их состояние может быть любым.

Таким образом, аварийные режимы при состоянии СТСТС в режиме "охрана" будут другими, нежели при "снятой с охраны".

Какие вообще режимы могут быть на проводниках управляющих цепей?

Возможны следующие режимы: провод попал на массу;на провод попал "+".

Никаких "перегрузок" в них быть не может - на них нет электроприборов.

  1. Провод попал на массу. Чаще всего это и есть нормальное состояние - формируется сигнал, например, "дверка открыта" или "капот закрыт". При этом блок выдаст сигнал тревоги. Внешне это будет выглядеть как повторяющаяся ложная тревога. Пожара, конечно не будет.
  2. На провод попал "+". Тоже распространённый формирователь сигнала. Например, появление в цепи освещения салона 12 вольт является сигналом для СТСТС, что следует заблокировать двигатель. Но это не всегда так и не для всех датчиков. Всё зависит от фантазии и изобретательности разработчиков системы. Необходимо тщательно знакомится с документацией на СТСТС, а ещё лучше - с конкретным установщиком её на авто.

В случае, если "+" попал напровод датчика, замкнутого на корпус, естественно произойдёт КЗ. Ток будет течь с "+" до места замыкания датчика на корпус. Следует помнить, что сигнальные проводники датчиков имеют малое сечение и не рассчитаны на протекание большого тока, поэтому возгорание изоляции сигнального проводника в этом случае неизбежно, при условии, что замкнувшая "+" цепь не снабжена предохранителем. Это может быть причиной пожара, но СТСТС в этом повинна будет только наполовину - проводник "+" бортовой сети тоже должен иметь дефект изоляции.

Авария во входной силовой цепи.

Силовая цепь для СТСТС, можно сказать, является транзитной - при "снятии с охраны" или "автозапуска" она "пропускает" питание на запуск автомобиля. Но может и сама включать такие мощные потребители, как лампы головных фар, сирену. Кроме этого с этой цепи СТСТС использует энергию и на свои нужды. Правда, потребляемая самой СТСТС мощность небольшая. Попробуем оценить вероятность аварий только силовых цепей.

Здесь можно предположить следующие варианты:

  1. Замыкание "+" проводника на массу до входа его в блок СТСТС. Этот вариант в принципе не относится к неисправности СТСТС, а больше - к не качественности её монтажа. Но, в любом случае, если такое и случится, СТСТС заблокирует запуск двигателя, а аккумуляторная - подаст сигнал тревоги. Кроме этого, снять с "охраны" авто будет проблематично.
  2. Учитывая, что силовое питание берётся не непосредственно с аккумулятора автомобиля, а от защищённой предохранителем цепи (чаще, в районе рулевой колонки), то при таком КЗ, естественно, должен срабатывать штатный предохранитель автомобиля. Ну, а если вместо предохранителя будет "жучёк", то возможно возгорание. Причём, на небольшом участке проводки - преимущественно между рулевой колонкой и блоком предохранителей.

  3. Перегрузка по "+" проводнику.
  4. Данный вариант будет возможен только при условии, если к мощным потребителям (исполнительным устройствам СТСТС) будет подключено ещё несколько. Например, при штатной установки при режиме "тревога" СТСТС осуществляет подачу напряжения только на головные фары. А самодельщик от этой цепи запитал ещё и электропечьку и сирену: при "тревоге" будет включатся прогрев салона и выть сирена. Может возникнуть перегрузка, и, следовательно, и пожар. Однако, следует помнить, что перегрузка в таком случае может возникнуть и на первой постановке на охрану после вмешательства самодельщика (при частой сработке СТСТС), или не проявится никогда (в условиях "спокойной охраны").

  5. Замыкание внутри блока СТСТС.

Замыкание внутри блока СТСТС, как и в каждом электронном устройстве возможно, но наличие в составе СТСТС собственных предохранителей на входах силовых цепей исключает распространение аварийного режима в бортовую сеть автомобиля. Поэтому, возгорание по этой причине быть не может.

Возникновение аварий в цепях самого блока СТСТС

Как было сказано выше - это возможно. Но силовые цепи имеют защиту. А слаботочные цепи, предназначенные для функционирования схем самого блока и некоторых датчиков, имеют недостаточную мощность для значительного разогрева элементов конструкции блока СТСТС. При КЗ перегорают или токоведущие дорожки платы, или какие-либо радиодетали. Чаще всего диоды или транзисторы. Следует обратить внимание, что в таком случае СТСТС может продолжать частично функционировать, но характер управляющих сигналов может изменится и СТСТС выдаст сигнал тревоги, или сработки, или предупреждения.

В случае, если при этом будет повреждён блок приёмопередатчика, то на брелок сигналы поступать не будут, но автомобиль может сигнализировать другими системами. Чаще всего данная неисправность делает невозможным снятие автомобиля с охраны обычными способом.

Авария в выходной силовой цепи СТСТС.

Выход силовой проводки из СТСТС осуществляется (как правило) на штатную проводку устройств автомобиля. Причём такое соединение осуществляется через блок предохранителей автомобиля. Поэтому, при возникновении КЗ на участке от устройства (например, лампы головного света) до блока предохранителей, произойдёт сработка штатных предохранителей этого блока.

При возникновении КЗ на участке от блока предохранителей до блока СТСТС возможно возгорание изоляции этого участка проводки и самого блока. Но это при условии, что не сработают предохранители на входе самого блока и не погорят схемы электронного ключа (тиристора) СТСТС.

 

Авария в цепи питания датчиков.

Некоторые датчики СТСТС используют для своего функционирования электропитание. Такими являются, например СИДы (светодиодные датчики вызова). Для их питания блоком СТСТС формируется ток в пределах 6 -12 мА напряжением 12 вольт. Поэтому, замыкание этих проводников не имеет значительного термического эффекта. Всё происходит не в проводниках этих цепей питания, а в схемах блока СТСТС: или перегорает выходной диод, или какая-либо токопроводящая дорожка платы. При этом, СТСТС подаёт сигнал тревоги. Пожар не возникает.

Поэтому "переполюсовка", которая возникает при попадании на эти проводники проводников силовой сети автомобиля, вызовет тот же эффект, только значительно быстрее.


Что из этого следует?

Это практически все варианты аварийного состояния систем СТСТС. Как видно из изложенного, случаев возможного возникновения пожара не так и много, а вернее, всего один:

Замыкание на участке силовой проводки от рулевой колонки до блока СТСТС. При условии установки нештатного предохранителя в блоке предохранителей автомобиля или нештатного предохранителя в блоке СТСТС.

Вариант с перегрузкой силовых цепей возможно рассматривать, но только тогда, когда возгорание произошло непосредственно после монтажа СТСТС или дополнительного вмешательства.

При возникновении большинства аварийных режимов , связанных с самим блоком СТСТС или его внешними цепями, система подаёт сигналы или тревоги, или предупреждения, или блокирует снятие с охраны.

Поэтому, анализ состояния охранной системы (тип и характер сигналов) непосредственно перед обнаружением возгорания, а так же установление функционирующих функций СТСТС в процессе протекания пожара и после него, позволяет эксперту выдвинуть и исследовать наиболее вероятные версии причины возгорания.

Рассмотрим это на реальных случаях.

"...На брелке сработал сигнал "открыта дверь". Выглянул в окно - моя машина горит..."

Что произошло?

Датчик открытия двери подаёт сигнал, когда замыкается на массу. При возникшем пожаре пламенем повреждается изоляция сигнального проводника этого датчика и он замыкает на массу. Так как возгорание находится в стороне от места расположения блока СТСТС и силовой проводки, система функционирует и выдаёт сигнал на брелок.

Таким образом, при наличие такого свидетельства, можно заключить, что в момент обнаружения пожара возгорание занимало небольшую площадь, не захватывающую зону расположения блока СТСТС. Возгорание находилось внизу салона, где находился датчик открытия двери и проводка к нему. СТСТС не является причиной возгорания. Очаг возгорания находится на полу, кресле или по маршруту прокладки сигнального проводника открытия двери.

Согласитесь, что хоть этой информации и мало, но это единственная объективная информация о месте и времени возникновения возгорания, потому что через 5 минут пожара ни один эксперт, не имея этой информации, не сможет установить, откуда началось горение.

Такой анализ необходимо проводить по каждому случаю возгорания автомобиля, оборудованного СТСТС. Но только после того, как эксперт тщательно изучит документацию на данное конкретное устройство, опросит водителя об особенностях поведения данной системы на его автомобиле, узнает у мастера, устанавливающего сигнализацию на данный автомобиль об особенностях её монтажа.

В некоторых случаях, когда блок СТСТС повреждён пожаром незначительно, необходимо собрать испытательный стенд и проверить функционирование его отдельных систем. Это позволяет воссоздать картину последовательности возникновения его повреждений, и, зная кузовное расположение его проводников, реконструировать картину развития пожара.

Всё это требует значительных временнЫх затрат, но зато позволяет не писать в заключении глупости о следах короткого замыкание на проводе датчика отрытия капота.

 

Эксперт - пожаротехник
ООО "Лаборатория судебной экспертизы" г.Новосибирск
Попов С.И



Hosted by uCoz